Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение

Трудовое воспитание — это, образно говоря, гармония трёх понятий: надо, трудно и прекрасно. 

Сухомлинский В.А.

Трудовое воспитание в школе, семье, в обществе — это система формирования работника, человека, который понимает необходимость труда, уважает труд и людей труда, умеет работать в избранной специальности. Это процесс формирования трудовых навыков и нравственных качеств: трудолюбия, добросовестности, инициативы и др. Надо добавить, что работник должен обладать гибким экономическим мышлением, чтобы найти свое место в мире труда в наше время, когда почти каждый вынужден менять род занятий даже не один раз в жизни. Современная социально-экономическая ситуация в России сделала реальностью для всех слова: рыночная экономика, безработица, профессиональная подготовка и переподготовка, карьера. Это заставляет педагогическую науку и практику по-новому ставить вопрос о трудовой и профессиональной подготовке в общеобразовательной  школе.

Задача школы— подготовить каждого выпускника к успешной адаптации, к тому, чтобы он нашел свое место в жизни, в том числе благодаря работе, которая доставит ему моральное и материальное удовлетворение. Можно пояснить это цепочкой: учение — труд — профессия. Современная педагогика итогом обучения в школе считает жизненное и профессиональное самоопределение. Понятно, что жизненное самоопределение не ограничивается выбором профессии, но в этом процессе социального и психологического становления личности играет большую роль выбор профессии, что происходит обычно в старших классах. Профессиональное самоопределение зависит от общих взглядов, развития, установок старшеклассника, от многих других факторов, в том числе от помощи педагога-психолога.